Система обучения детей

Семя

Принцип доступности

Весь учебный материал должен быть понятен ребенку, соответствовать его возрасту и развитию. Особенности обучения ребенка младшего возраста – усвоение простого и понятого материала. Если знания слишком сложны и витиеваты, то процент усвоения их детьми резко снижается.

Основная сложность в реализации этого принципа – определение готовности ребенка к усвоению знаний. Не всегда это определяется возрастом, все дети индивидуальны. Перед началом процесса воспитания педагог должен произвести диагностику уровня знаний ребенка.

Принцип доступности
Задания должны быть доступными для ребенка

Еще 15 лет назад существовал негласный запрет обучению детей письму и грамоте до момента исполнения ребенку пяти лет. Сегодня существуют множество учреждений дошкольного образования, которые принимают детей и более раннего возраста для подготовки к школе. Изменились представления современных родителей и учителей, темп и интенсивность нагрузки ан первоклассника не оставляет шанса на промедление.

Занятие английским
Обучение иностранным языкам можно начинать с 3-х лет

Важно создать ситуацию успеха, при которой решение сложной, но посильной задачи принесет радость и удовлетворение.

Три основных типа раннего развития

Психологи разделяют развитие малышей от 0 до 3 лет на три основных типа:

  1. Преждевременное, когда новорожденного уже пытаются сразу учить сидеть или даже ходить. Всем понятно, что это абсурд. Так и психологически невозможно только рожденного кроху заставить выучить алфавит.
  2. Позднее, когда, например, в 10 лет пытаются из ребенка сделать мастера спорта по лыжному бегу, хотя он впервые на них встал.
  3. Своевременное — то есть самый подходящий тип, когда развитие того или иного навыка у ребенка происходит согласно его возрастных и психологических особенностей, т.е. когда малыш полностью готов к освоению «новых земель».

Несмотря на то, что последний вариант самый правильный, не у каждого родителя получается в точности подобрать в нужное время подходящую методику своему малышу и потому в реальной практике психологов встречаются все типы детского развития. Так что это за «зверь» — раннее обучение, в чем его смысл, положительные результаты оно приносит или наоборот?

Принцип активного участия в процессе обучения

Особенности принципа – усваивается только те знания, которые вызвали интерес и активное участие ребенка в их усвоении. Если ребенку нет дела до происходящего, то информация, полученная извне, будет проходить мимо, не восприниматься мозгом.

Принцип участия
Ребенок должен принимать участие в обучении

Во время работы с детьми воспитатель должен предусмотреть приемы, которые активизируют интерес к знаниям, мышление. Негативно сказывается тот факт, что ребенок получает детально разжеванную информацию, на усвоение которой не затрачены его силы и время. Она может казаться простой и понятной, но отсутствие личностного участия делает ее далекой и неинтересной. В процессе воспитания необходимо соблюдать баланс.

Система обучения детей

Этот принцип воспитания призывает идти в обучении от легкого к трудному, от простого – к сложному. Все знания ребенка должны базироваться на предыдущем опыте. Объем новых знаний определяет педагог, который работает с ребенком. Время, эффективность усвоения, возраст ребенка в процессе познания должны быть ориентирами.

Принцип последовательности
Принцип последовательности на примере

Теория и практика должны быть неотделимы друг от друга. Все знания должны подкрепляться на практике. Это очень интересно и трудно одновременно, не всегда в полной мере можно внедрить знания, которые получил ребенок небольшого возраста.

Эти два процесса взаимосвязаны и непрерывны, но вместе с тем требуют терпения. Еще вчера малыш ничего не умел, а сегодня овладевает разными умениями. Все это закономерно и естественно. Если на каком-то этапе в обучении есть трудности, нужно просто набраться терпения и двигаться вперед.

Взаимосвязь обучения и развития
Взаимосвязь обучения и развития у дршкольников

Очень важно пробудить в ребенке тягу к самостоятельному познанию, тогда малыш сам будет стремиться познать новое и интересное. Обязательно хвалите ребенка создавайте ситуацию успеха – это самый  верный стимул. Любите детей, тогда у вас непременно все получится.

Суть раннего развития детей

Идеальной, подходящей для каждого программы по развитию, которая бы учитывала все особенности ребенка, нет и никогда не будет. Каждый малыш индивидуален, к каждому нужен свой подход, поэтому одному крохе какая-либо методика пойдет на пользу, а другому та же самая будет абсолютно не подходящей. Вот почему так важно изучить родителям все предлагаемые методики и желательно согласовать раннее развитие по выбранному варианту со специалистом.

С раннего возраста необходимо создать не только комфортные физические и психологические условия ребенку, но и такие, которые бы поспособствовали с младенчества усвоить нужные навыки и знания. Организовать это сможет каждый родитель:

  • необходимо у кроватки малыша развесить различные игровые предметы, которые располагают к двигательной активности, способствуют развитию зрения, слух, сенсорики и т.д.;
  • регулярно показывать и прочитывать вслух специальные пособия, которые познакомят кроху с музыкальным, литературным и художественным искусством;
  • родителям необходимо активно общаться с ребенком, озвучивать многие свои действия.

Здесь собраны самые известные и проверенные временем методики раннего развития детей, которые эффективны и при индивидуальных занятиях с родителями дома и со специалистами в образовательном центре.

Лучшие методики раннего развития детей от 0 до 3 лет

Даже самые замечательные методы развития не гарантируют мгновенный результат, то есть через месяц крошка не заговорит сложными предложениями, не будет решать математические уравнения и читать Шекспира в оригинале.

Регулярные занятия с младенцем по выбранному способу займут много времени и результат, возможно, будет заметен лишь год спустя. Поэтому прерывать занятия не стоит — с каждым разом кроха усваивает определенные вещи и приобретает нужные навыки. Память ребенка вмещает колоссальное количество информации, и чем она обширнее и разностороннее, тем лучше развивается малыш.

Каждая из рассмотренных ниже методик современна и применяется как отдельная, так и в совокупности в центрах раннего развития, которые открыты в каждом городе России. И у каждой есть свои плюсы и минусы.

Карточки Домана

Американский ученый Глен Доман утверждает, что с младенчества до 6 лет дети способны только познавать окружающий их мир, а вот с 6-ти лет — уже обучаться. Познавательные упражнения он рекомендует начинать с 3 месяцев.

Ребенку показывают специальные карточки, например, со словом «дом», через несколько секунд наблюдения родитель должен проговорить написанное на карточке слово. Согласно данной системе малыши быстрее запоминают слова, усваивают информацию, а также у них развивается образное мышление, слуховая и зрительная память, образное мышление.

Карточки Домана со словами, точками, математическими действиями, фотографиями растений, птиц, зверей, известных людей и прочими изображениями обучают не только чтению, но и математике, географии. Однако не все малыши готовы к такому роду занятиям, многие не хотят смирненько сидеть и рассматривать карточки: это не должно раздражать родителей.

Некоторым родителям данная система обучения не понравилась из-за перегрузки детской нервной системы большим объемом информации.

Система обучения детей

Многим родителям по душе методика Марии Монтессори, основательнице самого интересного способа раннего развития. Занятия проходят в свободной форме, то есть дети сами выбирают, что хотят делать в данный момент и какими предметами играть (а заодно изучать). Здесь главной задачей взрослого становится вызвать интерес у ребенка и, если нужно, помочь.

Метод Монтессори выделяет личность каждого ребенка, где нет оценок, сравнений и наказаний за достижения детей, однако нет и поощрений. Здесь развивается также самокритика, собственное мнение.

Класс по авторскому замыслу разделен на зоны:

  • сенсорную;
  • математическую;
  • речевую;
  • практическую жизнь;
  • космическую.

Каждая заполняется тематическими пособиями и материалами, соответствующие возрасту детей: книгами, пирамидками, сортерами, емкостями, щетками и совочками и т.д. В одной группе всегда присутствуют дети разных возрастов: в одном классе, к примеру, детки от 1 года до 6 лет, в другом – от 6 до 12-ти. Это сделано с целью воспитания в старших заботы о младших, а младшие в свою очередь быстрее учатся у старших.

Не каждый родитель сможет в силу своей эмоциональности грамотно заниматься с ребенком по данной методике, а потому идеальным решением будет посещать специализированный Монтессори-класс в своем городе. К тому же это и в социализации поможет.

Вальдорфские школы

Вальдорфская система известна всему миру своей концентрацией на физическом развитии детей. Здесь большинство занятий проходят в движении: танцы, игры, музыка и творчество. Они в приоритете над чтением или счетом, потому как основатели системы утверждают, что невозможно гармонично развивать ребенка, игнорируя двигательную активность, только совмещая духовное, физическое и эмоциональное развитие можно максимально раскрыть способности детей.

К тому же малыша в данной школе никто не подгоняет, он может обучаться в своем собственном ритме, здесь преподаватели работают больше над качеством, чем над скоростью, при этом ничего ему не навязывая.

Ученики вальдорфских детских садов играют игрушками, сделанными из «живых» природных, материалов (глины, шишек, камней, дерева и т.д.), здесь нет предметов из пластмассы.

На уроках не ставят оценки, нет соревнований «кто умнее», в классе максимум 20 учеников. Однако, что не всем родителям нравится – детям запрещено пользоваться мобильными, планшетами, компьютерами и прочими современными гаджетами.

Если данная методика интересна родителям, лучше отдать ребенка обучаться в специализированный класс или детский сад, самостоятельно заниматься по данной системе вряд ли получится.

Комплекс Зайцева

Система обучения детей

Николай Зайцев также разработал развивающую методику, полюбившуюся многим родителям, поскольку она отечественная и состоит из комплекса легких в восприятии пособий для обучения русскому языку, математике и английскому.

Занятия проходят в виде игры, что гармонично развивает физически и эмоционально детскую личность. Малыш с удовольствием включается в игру, причем программа эффективна как наедине с родителями, так и в детском коллективе в центре.

Что интересно, на занятиях разрешается все: баловаться, разговаривать, смеяться, топать, хлопать в ладоши, можно поменять в любой момент игровые материалы (сменив, к примеру, кубики на таблички). И все же это не просто развлечение, а легкий способ донести до ребенка необходимые знания.

Родители не перестают нахваливать кубики Зайцева как наилучшие среди прочих, т.к. действительно помогают обучать чтению с трех лет. Мамам также нравятся игровые приемы, с помощью которых заниматься можно по-настоящему весело детям и родителям.

Книги Сесиль Лупан

Бельгийская актриса Сесиль Лупан разработала свою систему развития детей, основываясь на материалах Глена Домана, потому что его метод считала не достаточно полным. Это комплекс занятий, учитывающих индивидуальность каждого ребенка, его интересы и способности. Сесиль Лупан в своих книгах рекомендует общаться с новорожденным с первых секунд его появления на свет, и не стоит недооценивать кроху.

Писательница настоятельно рекомендует подписывать крупными буквами окружающие предметы (на бумажках разумеется) и регулярно их проговаривать вслух ребенку. Интересно, что многие родители, даже не читав книг Лупан подсознательно обучают детей по ее системе, главной идеей которой было максимальное внимание ребенку, потакание его интересам, развитие его познания с помощью множества материалов и пособий, сделанных своими руками. Например, самодельные развивающие коврики, книги, доски с различными замочками, фотоальбомы с семейными фотоснимками и т.д.

Супруги Никитины и их система развития известны были еще при Советском Союзе. Они воспитывали детей по своей программе, которая иногда даже шокировала стороннего наблюдателя – вот насколько необычны их воспитательные приемы.

Например, Никитины с негативом относились к коляскам, манежам и прочим «детским тюрьмам», ограничивающим экспериментаторскую свободолюбивую натуру ребенка. Родители позволяли малышам заниматься тем, что им интересно и помогали со сложностями.

В основе системы стоит физическое воспитание и закаливание, для чего в доме обязательно должны присутствовать спортивные тренажеры и снаряды, которые, причем не должны выделяться среди прочей мебели.

Авторами утверждается идея, что ребенку ни в коем случае нельзя оставаться заброшенным или перегруженным знаниями. Родители не должны относиться равнодушно и безразлично к детскому времяпрепровождению, вкладывая в развитие как можно больше времени и сил через участие в играх, где взрослый не будет командиром и надзирателем, как обычно бывает.

Как у любой методики раннего развития, данная система имеет своих сторонников и противников. В любом случае родители выбирают то, что интересно и полезно их чаду.

«Метод интеллектуального развития ребенка» педагога П.В. Тюленева учит детей математике и грамоте, развивает спортивные и музыкальные способности.

Занятия разделены по возрастам:

  • два первых месяца крошке показывают на листе простые геометрические фигуры;
  • во 2-4 месяц ребенка знакомят с животным и растительным миром, буквами, цифрами и т.д.;
  • с 4-го месяца актуален «Игрушкобол» — малыш выбрасывает с кровати игрушки или кубики;
  • с 5-го месяца грудничок познает музыкальные инструменты, прикасаясь к которым учится извлекать звуки, в результате чего развивается музыкальный слух;
  • с полугода вводится освоение букв через магнитную азбуку, причем с 8-ого месяца ребенок уже должен приносить буквы, а с 10-го – показать, а далее – называть буквы или слово;
  • в 1.5 с крохой уже играют в шашки и шахматы;
  • в 2 года малыш способен складывать слова из букв и должен учиться печатать их на клавиатуре;
  • в 3 года дети начинают вести дневник на компьютере.

Удивительная методика, к которой непросто отыскать пособия, но полезный материал каждый для себя здесь найдет, главное проследить за реакцией малыша на необычную систему обучения Тюленева.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ЗАНКОВА

Основная цель методики Занкова заключается в воспитании у ребенка отношения к себе как к самодостаточной Личности, имеющей право на собственное мнение, способной аргументировано отстаивать его и умеющей здраво рассуждать. Именно поэтому вся система занятий построена на самостоятельности ребенка, когда педагог не «вбивает» знания в голову детей, а заставляет каждого из них «докопаться» до них самостоятельно. Дидактические принципы системы Занкова – это:

  • высокий уровень трудности обучения (однако с обязательным соблюдением меры трудности, то есть без форсирования развития);
  • быстрое освоение материала, которое достигается в том числе и за счет постоянного обогащения учебного предмета со стороны учителя;
  • осознание ребенком процесса обучения, где все знания являются единым целым (поэтому новые знания, связываясь с уже изученным материалом, легко усваиваются);
  • ведущая роль теоретических знаний (другими словами, вопросы перед ребенком ставятся в общем виде, чтобы побудить его к самостоятельному мыслительному процессу);
  • работа над развитием каждого ребенка, независимо от его уровня развития.

Согласно дидактической системе Занкова основной мотивацией учебной деятельности ребенка должен стать познавательный интерес. Поэтому методика предполагает вовлечение учащихся в дискуссии, различные виды деятельности, дидактические игры, а также использование различных методов обучения, направленных на обогащение мышления, воображения, речи и памяти.

Дети в дошкольном возрасте сильно отличаются по скорости восприятия, быстроте мышления, усидчивости, старательности, поведению. Все эти признаки формируются благодаря физиологическим, умственным способностям, методам воспитания, условиям жизни, подготовленностью педагога и родителей.

Система обучения детей

Выявить основные особенности малыша можно, постоянно наблюдая за ребенком, примечая его поведение в различных ситуациях. Для детей постарше можно организовать коллективные беседы, которые помогут выявить особенности ребенка, степень усвоения знаний, характер. Даже в юном возрасте можно выявить лидерские качества, любознательность, умение придти на помощь.

Занятие в саду
Занятия с учетом возрастных особенностей

Очень важен в процессе воспитания учет физиологических и анатомических особенностей ребенка. Педагог должен быть ознакомлен с состояние здоровья каждого ребенка. При этом тактично и мягко скорректировать процесс обучения для максимальной эффективности. Если у ребенка проблемы, например, со слухом или зрением, то его необходимо посадить на первые парты, для лучшего восприятия.

Обучение чтению
Обучение чтению по Зайцеву
  • Если у ребенка имеются ограничения по физической активности, то необходимо поставить педагога по физической культуре в известность.
  • Если ребенок очень импульсивен или даже агрессивен, то в процессе воспитания необходимо развивать волю и терпимость.
  • Если ребенок только недавно пришел в детский коллектив, то скорость речи и словарный запас ребенка ограничены. Поэтому при ответе малыша необходимо проявлять терпение не только педагогу, но и учить этому всех детей.
  • Есть дети, которые не привыкли умственно трудиться. Они предпочитают проводить время в играх и активных развлечениях. При работе с такими малышами необходимо включать интеллектуальные задания в двигательную активность. Моно показать преимущества активной мыслительной деятельности в играх и соревнованиях.

Кратко о других авторских методиках раннего развития

Прочие образовательные системы успешно применяются частично и в дошкольной, и в школьной программе, помогая развить нужные способности и взращивая разносторонних личностей.

Наиболее популярные методики:

  • Книга японского бизнесмена, который, как заботливый и любящий отец, захотел поделиться с остальными родителями своими наблюдениями и способами развития детей — «После трех уже поздно».
  • Динамическая гимнастика от М. Трунова и Л. Китаева, сборник древнерусских гимнастических упражнений, которые, по мнению авторов, помогут родителям эффективно развивать физическую активность и корректировать мышечный тонус, исправлять косолапость, кривошею и т.д.
  • Гмошинская предлагает метод прививания детям художественных задатков, то есть учит рисовать с пеленок ладошками, пальчиками, ножками и мягкими фломастерами. Необычайно интересный материал.
  • Благодаря музыкальной программе Виноградова и Железновых детки с младенчества знакомятся с классическими произведениями и учатся эмоционально реагировать на нее (Виноградов), а также слушают потешки, колыбельные, музыку для подвижных игр, театральных сценок, массажа, что помогает в изучении алфавита, обучении счету, чтению, всесторонне развивает и т.д. (Железновы).

Список методик далеко не полный и каждая по-своему интересна и полезна. Самый удачный вариант – совмещать их друг с другом, применяя наиболее удачные моменты.

Заниматься ранним развитием детей или нет

Спор между специалистами и родителями по поводу раннего развития малышей был, есть и будет всегда. Здесь главное пробовать и наблюдать, чтобы исключить негативные последствия и сделать обучение увлекательным и незатруднительным:

  • Нужно внимательно наблюдать за крохой и когда ему не занятие не нравится, он плачет и отбрасывает предложенные игрушки, следует немедленно остановиться и заняться другими делами.
  • Если младенец увлечен занятием – не отрывать его, т.к. по методике вышло время, пусть играет столько, сколько ему хочется и во что хочется, так он тоже развивается.
  • Каждое упражнение должно быть понятным и легким, подходящим для ребенка.
  • Обучать нужно комплексно, не заостряя внимание только на физическом или только интеллектуальном развитии, не исключая эмоциональную и социальную стороны.
  • Не следует автоматизировать процесс обучения, следует найти подход, простимулировать интерес у ребенка к процессу, сформировать любознательность.
Оцените статью
ElectraDiva.ru